arnaut_09 (arnaut_09) wrote,
arnaut_09
arnaut_09

ГОЛОДОМОР ПО КАЗАХСКИ

http://www.gazeta.kz/art.asp?aid=138679

- Вы сейчас готовите новую книгу о Казахстане, тщательно изучив страшную катастрофу для казахского народа - голод 1932-1933 годов. Как историк, который находится "над схваткой" - кто был все-таки виноват? Империя?
 

Дело в том, что когда мы поднимаем этот вопрос, начинаются взаимные обвинения нескольких сторон. Есть защитники пророссийской позиции, есть противники. Что же тогда произошло на самом деле, и какие выводы мы должны сделать?

- Да, я пишу книгу об истории великого голода в Казахстане в 1932-1933 году. Нужно детально разобраться в том, как такое произошло, докопаться до причин данной грандиозной хозяйственной катастрофы и великой трагедии казахского народа. Могу сказать, что мне удалось многое обнаружить, многое понять, хотя, конечно, моя точка зрения - только моя точка зрения.

И с этих позиций можно сказать так. Первой причиной трагедии было то, что я назвал "колониальным консенсусом", то есть теорией, которая объявляла казахское кочевое хозяйство априори отсталым и требовала его уничтожения для "освобождения" земель под распашку. Основы ее появились еще до революции, однако именно большевики ее воплотили в жизнь, со всеми ужасными последствиями. Никто из хозяйственных руководителей Казахстана того времени не знал, не понимал, и не оценивал по достоинству кочевое хозяйство, как основу жизни казахского народа.

Второй причиной стало стремление, во что бы то ни стало распахать казахские степи. Плановики всех уровней считали, что она даст огромнейшие урожаи зерна и решит продовольственные проблемы страны. Это была задача, поставленная на уровне государственного плана, и в Казахстане ее рьяно выполняли. О применимости этой концепции с точки зрения природных ресурсов Казахстана, состояния его почв, никто не думал, и к мнению почвоведов, которые были против, не прислушивался.

Третьей причиной стала большевистская торопливость, помноженная на революционные амбиции Филиппа Голощекина. Он и его окружение всеми силами ускоряли и форсировали сгон кочевников с земли, распашку и организацию колхозов/совхозов. В конце 1929 года этот процесс пошел без тормозов и управления и тогда же оторвался от хозяйственной реальности. В Казахстане просто не существовало тогда достаточного количества материально-технических ресурсов, тех же тракторов с горючим, чтобы обеспечить нормальную реализацию принятых планов. Но Казкрайком этого во внимание не принимал. В итоге вышло, что быстро, за несколько лет кочевое хозяйство разрушили, а создать ему на смену хозяйство нового типа, оседло-земледельческое, не смогли.

Наконец, четвертой причиной было то, что Голощекин и его сторонники отгородились от народа, спрятавшись за штыками ОГПУ. Они ничего не сделали для помощи ему, для борьбы с голодом, хотя могли. Они заседали в Алма-Ате, рассылали директивы и указания, ездили отдыхать на курорты, писали поздравления в честь ОГПУ, печатали книги с торжественными речами... Это омерзительно, и им простить нельзя никак. Голощекин совершенно заслуженно получил в 1941 году пулю в затылок. Его дела только на расстрел и тянули.

Правда, изучение исторических материалов привело меня к неожиданному выводу. Примерно с 1929 года Голощекин сам оказался заложником хода событий, ведущих к катастрофе, полностью на которые он повлиять не мог, и любой результат его руководства оканчивался расстрелом. Но у него оставался выбор, за что быть расстрелянным: за гибель сотен тысяч человек или за народное заступничество. Он мог бы войти в историю заступником казахского народа, если бы в голодный год поехал в Москву и потребовал у Сталина решительных мер борьбы с голодом. Нечто подобное делал Левон Мирзоян, который требовал от Сталина и Ежова отказаться от репрессий, и его за это тоже расстреляли. Результат вы знаете, Голощекин вошел в историю душегубцем, а Мирзоян - защитником.

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments